Космонавт Владимир Аксенов раскрыл тайну гибели Юрия Гагарина Дважды Герой Советского Союза
Дважды
Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели
Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме
предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые
представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную
версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого
космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки
космонавтов Владимира Серегина.
Причины гибели Юрия Гагарина
Владимир Аксенов изложил в книге «Дорогами испытаний», вышедшей в свет
ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с
автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее
космонавтики.
«Представляемую версию первым сформулировал в
первые дни после гибели экипажа Герой Советского Союза, заслуженный
летчик-испытатель, член государственной комиссии по расследованию
авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых он рассказал ее мне не
только потому, что мы были в очень близких дружественных отношениях и
понимали многое, относящееся к авиации с полуслова, но, вероятно, еще и
потому, что в тот трагический день мне пришлось вместе с Юрием Гагариным
утром одеваться для полетов в одной комнате, проходить у одного врача
необходимое предполетное обследование и получать сведения о
метеообстановке у одного метеоролога», — вспоминает Аксенов.
По
его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий
Гагарин — выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на
МиГ-15, а Аксенов — на другой самолет, на котором в этот день проходили
тренировки на невесомость.
Летчик-космонавт уточняет, что
метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми
для выполнения летных заданий.
«Облачность в этот день была
необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600
метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была
плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков:
чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии
верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика», — отмечает
Аксенов.
По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия
Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили
выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности,
то есть на высоте более 4 километров.
Аксенов полагает, что свое
сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из
заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но
находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо
было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить
облачный слой.
«Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными
способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав
переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ —
интенсивное снижение переворотом — применяют многие летчики, которым
необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет
другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений
Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были», —
констатирует Аксенов.
По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и
Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и
неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет,
что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли
стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности
по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или
недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.
«Таким
образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с
расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х
километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли;
недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности
имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов
попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме
интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого
пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал
недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из
пикирования», — заключает Аксенов.
По его словам, самым вероятным
исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на
высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного
положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в
глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх —
срыв в скоростной штопор.
Согласно официальным данным
расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков
шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час.
На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли,
примерно за три секунды.
«Отсутствие попыток катапультироваться
как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь,
можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них
неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося
положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней
причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи»,
— уверен Аксенов.
Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на
тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.
«В
нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти
максимальные — около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном
снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне
реально», — заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт
Владимир Аксенов.
Вместе с тем, правительственная государственная
комиссия, скрупулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого
космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины
трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.
Официальные выводы
вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки
(подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор.
Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с
землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было.
Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не
выявил.
Обстановка секретности породила и массу невероятных
слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к
тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По
официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что
алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически
отвергает ее и Владимир Аксенов.
«Зная сложность и
ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал
ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими
представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин
якобы отправились в полет пьяными», — отмечает Аксенов.
Существует
неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим
руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ,
агенты которого принимали активное участие в расследовании
произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально
объявленная катастрофа — фальсификация властей, а на самом деле Гагарин
был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице
помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где
впоследствии и умер.
Ряд «исследователей» утверждает, что Гагарин
сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много
лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб
в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще
одна версия о так называемом малом «Советском лунном заговоре» содержит
обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе
тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время
запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР
по освоению Луны.
По материалам РИА Новости, Москва.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: LOGAN (01.07.2010)
|
Просмотров: 962 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|